Давно уже нет «Бератона», старейшего березниковского промышленного предприятия, в разные годы носившего разные названия. На «Бератоне» выпускалась различная химическая продукция. Производство остановилось в 2008 г., предприятие объявили банкротом, в мае 2012 г. оно официально ликвидировано. Но события, случившиеся более четверти века назад, для многих всё ещё отзываются болью.
Ценою жизней…
Утром 10 июня 1993 г. диспетчер центрального пункта пожарной связи города принял сообщение о пожаре в цехе производства нитробензола «Бератона». Ни у кого не было сомнений: всё очень серьёзно, производство старое, взрывопожароопасное, последствия могут быть непредсказуемыми. В цехе №14 тогда шёл ремонт, велась сварка, произошло возгорание. Работники цеха сами пытались погасить пожар, но у них не получилось. Огонь моментально охватил всё помещение.
На пожар выехали 19 отделений пожарной службы, специализированная техника. На 25-й минуте с момента прибытия огнеборцы задействовали все силы и средства для тушения пожара. Звено газодымозащитников 39-й пожарной части – начальник караула Анатолий Смирнов, командир отделения Александр Карнаухов, пожарные Николай Давыдкин и Александр Вароди – продвигались с пожарным стволом к очагу пожара. И тут прогремели два взрыва. Последний был таким сильным, что здание обрушилось, осколки разлетелись на десятки метров. Пожарные погибли под рухнувшими конструкциями. Ещё пятерых огнеборцев, подававших стволы в оконные проёмы, взрыв швырнул вниз, они получили тяжёлые травмы.
После взрыва площадь пожара разрослась, пламя вплотную подошло к складу с бензолом, что грозило новыми, более мощными взрывами. Несмотря на гибель товарищей и угрозу для жизни, пожарные не отступили. Они перегруппировали силы и преградили путь огненной стихии. Бойцы, сменяя друг друга, извлекали из-под обломков тела товарищей. Пожар удалось остановить. Если бы этого не случилось, огонь легко перекинулся бы на хранилище нитробензола, могла произойти цепная реакция взрывов. Завод просто взлетел бы на воздух, а последствия для города даже страшно представить...
Пятерых пожарных доставили в больницу. Для пожарного 24 ВПЧ Сергея Леонтьева травмы оказались смертельными, через два с половиной месяца он, не приходя в сознание, скончался. Многие из тех, кто в этот летний день оказался на пожаре, пострадали от отравления ядовитым нитробензолом и потом долго и серьёзно лечились. Один из рабочих цеха №15 на заводе в тот день оказался по роковому стечению обстоятельств. Он был в отпуске, но его зачем-то вызвали на работу. Он тоже помогал ликвидировать пожар и из-за отравления оказался в реанимации. Крепкий молодой мужчина через неделю умер. У него остались жена и две дочки. Супруга не смогла добиться от руководства завода хоть какой-то компенсации, потому что в этот день официально муж не должен был находиться на работе.
15 июня Березники прощались с лейтенантом Анатолием Смирновым и сержантами Александром Карнауховым, Николаем Давыдкиным и Александром Вароди. Тысячи людей собрались у ДК Ленина, где проходила церемония прощания. Два часа не прерывался поток людей у гробов.
Товарищи погибших, их коллеги написали в некрологе: «Все они были молоды и полны надежд и планов в своей жизни, но когда обстоятельства потребовали от них исполнения своего служебного долга, они, не раздумывая, сделали свой выбор. Они погибли, но в наших сердцах останутся навсегда примером мужества и героизма».
На городском кладбище 10 июня 1994 г. воздвигнут мемориал в память о погибших при исполнении служебного долга пожарных.
Указом Президента России от 23 февраля 1994 г. «За мужество, героизм и самоотверженность, проявленные при тушении пожара» девять сотрудников 1-ОГПС награждены орденами «За личное мужество», А. И. Вароди, Н. А. Давыдкин, А. Ю. Карнаухов, С. В. Леонтьев и А. Н. Смирнов – посмертно.
Ежегодно на протяжении 30 лет, 10 июня у монумента «Отважным пожарным» проходит траурный митинг, а после - традиционные соревнования по пожарно-прикладному спорту, посвящённые памяти пожарных, погибших при ликвидации аварии в цеху «Бератон»...